Решение трудовых споров
Разрешить трудовой спор может исключительно вышестоящая организация, которая имеет полномочия давать обязательные к исполнению указания.
Именно от вида трудового спора и характера его причин зависит выбор конституционного органа, который займется решением проблемы.
Обычный индивидуальный спор между работником и работодателем может решить КТС (комиссия по трудовым спорам). Так как Конституция РФ закрепляет за всеми гражданами право на судебную защиту, то решить трудовой спор может и суд.
Существует два типа органов, которые занимаются рассмотрением индивидуальных трудовых споров - это КТС и суд.
Процесс развития и разрешения трудового спора проходит в несколько этапов:
1. Прецедент - трудовое правонарушение, или заблуждение по поводу того, что правонарушение имело место.
2. Различная оценка работником и работодателем происшествия - т.е. возникновение первопричины трудового спора.
3. Попытка самостоятельного решения проблемы путем внутренних переговоров или консультаций (результата не приносит).
4. Направление правильно составленного заявления в соответствующий юрисдикционный орган, который будет заниматься решением проблемы. Именно в этот момент зарождается сам трудовой спор.
5. Процесс разрешения спора, вынос решения.
6. Обжалование решения одной из сторон - вовсе не обязательный этап, однако если сторона считает, что решение является несправедлив, она может обжаловать его в вышестоящем органе (суде).
7. Исполнение сторонами принятого решения и контроль за процессом исполнения.
В трудовом споре "по разные стороны баррикад" чаще всего оказываются работник и работодатель. Однако могут возникать и групповые трудовые споры - между работодателем и целым коллективом работником, или его частью.
Причинами таких споров могут быть несогласованности в выплате зарплаты сотрудникам, нарушение норм труда и т.д.
В таком случае за свои права борется сразу целая группа людей, однако это не исключает тот простой факт, что каждый из этой группы может отстаивать конкретно свои права. |